Двухдисковое сцепление осваивается усилиями трех заводов
В настоящее время на ТМЗ идет подготовка производства двухдискового сцепления ЯМЗ-1801 для установки на специальные колесные шасси и тягачи.
О необходимости изготовления нового сцепления и его преимуществах рассказал заместитель главного конструктора ОАО «ТМЗ» Александр Чистяков: — Двухдисковым сцеплением типа ЯМЗ-151 мы комплектуем двигатели, предназначенные для установки на многоосные автомобили МЗКТ с колесной формулой 8х8. Двигатели для БЗКТ комплектуем однодисковым диафрагменным серийным сцеплением ЯМЗ-184.
При эксплуатации в реальных условиях имеются определенные проблемы по сцеплению как на машинах минского, так и брянского заводов колесных тягачей. На тягачах БАЗа проблемы связаны с износом фрикционных накладок, на автомобилях МЗКТ — с отрывом и разрушением фрикционных накладок.
Анализ причин показал, что повышенный износ ведомых дисков сцепления ЯМЗ-184 (однодисковых) связан с повышенной работой буксирования в тяжелых дорожных условиях, когда водитель вопреки правилам эксплуатации держит педаль переключения сцепления в полувыключенном состоянии.
В сцеплении ЯМЗ-151 (двухдисковом) в таких же условиях эксплуатации и работе в режиме длительного буксования в полувыключенном состоянии происходит отрыв накладок с последующим разрушением из-за их осевой податливости. К тому же из-за особенностей конструкции указанного сцепления нажимное усилие уменьшается по мере износа накладок.
Кардинальная разница ЯМЗ-184 и ЯМЗ-151 состоит в том, что первое сцепление связано с созданием усилий диафрагменной пружиной и безасбестовой накладкой; второе сцепление — с цилиндрическими винтовыми пружинами и асбестовой накладкой. Это выражается, во-первых, в том, что при передаче одного и того же крутящего момента первое (однодисковое) значительно облегчает работу синхронизатора коробки передач в автомобиле, во-вторых, — из-за характеристика диафрагменных пружин по мере износа накладки поддерживается постоянное нажимное усилие, и в третьих, безасбестовая фрикционная накладка, кроме стабильного коэффициента трения, является очень прочной на изгиб и разрушение от центробежной силы.
Поэтому, чтобы снизить работу буксования в тяжелых дорожных условиях, приходящуюся на ведомый диск, надо было сделать сцепление двухдисковым диафрагменным, то есть распределить работу буксования на два диска, сохранив преимущества диафрагменного сцепления.
Такое сцепление, ЯМЗ-1801 — двухдисковое, диафрагменное, с безасбестовой накладкой, с ее жестким креплением к стальному диску заклепками с потайной конической головкой — было сконструировано на ЯМЗ. Прошло все необходимые стендовые испытания, доводку конструкции и поставлено на автомобили БАЗ.
Специалисты БАЗа провели эксплуатационные испытания указанного сцепления и по их результатам рекомендовали поставить его на серийное производство.
Летом этого года на совместном совещании представители трех заводов — ЯМЗ, ТМЗ и БАЗ — приняли решение в кратчайшие сроки совместно освоить двухдисковое диафрагменное сцепление ЯМЗ-1801.
ТМЗ будет изготавливать ведомые диски и основные чугунные детали для нажимного комплекта. Технологи, конструкторы, металлурги и другие службы готовят документацию, разрабатывают маршруты, цеха изготавливают необходимую оснастку. В декабре будет изготовлена первая установочная партия сцеплений. Затем пройдут квалификационные испытания, которые проводят для подтверждения соответствия узлов и деталей заложенным в конструкторской документации требованиям.
— Двухдисковое сцепление первоначально предназначено для установки на брянские машины с двигателями и ЯМЗ и ТМЗ, — отметил Александр Михайлович. — Но мы также ведем работу со специалистами Минского завода колесных тягачей о комплектации двигателей для МЗКТ новым сцеплением взамен ЯМЗ-151.