ВАЗ-2101

Этот почти легендарный автомобиль с четырехдверным кузовом седан "канонических" очертаний, родоначальник всей "вазовской" классики, сыграл огромную роль в моторизации одной шестой части суши и не только. Но время его давно миновало, и а конце тысячелетия найти приемлемый по сохранности экземпляр можно, пожалуй, только в заводской коллекции.
Реализация автомобиля ВАЗ-2101 (экспортное название Lada 1200) началась в августе 1970г. Снятие с производства - 1988 г.
В сущности, ВАЗ-2101 (экспортное название Lada 1200) и последующие модификации были хорошо адаптированной к "советским условиям" иномаркой - FIAT 124 1966 года. Правда, двигатель получил более прогрессивное (при условии качественного изготовления) верхнее расположение распределительного вала в головке блока цилиндров. Клиренс увеличили на 3 см, подвеску переработали и усилили(как показала практика, все же недостаточно). Прочие узлы и агрегаты прошли полную аклиматизацию к долгим русским зимам и местным особенностям эксплуатации. Намного лучшую динамику и более просторный салон в сравнении с "Москвичом", вмещающий пятерых, многие покупатели в свое время оценили по достоинству. Салон за время производства лишь слегка косметически модернизировали. Интерьер был сделан на уровне тех лет (70-е годы) достаточно добротно, хотя уже на момент снятия с производства (1988 год) требования к эргономике ужесточились, и по этим параметрам спартанские панель приборов и рабочее место водителя следует признать неудовлетворительными. Зато ничего не скрипит и не отваливается.
Основные изменения пришлись на модификацию кузова 21011 (1974 год), которая получила более удобные по форме передние сиденья и несколько измененные органы управления, а также пепельницы, из задних  подлокотников перенесенные непосредственно на панели дверей. В дополнение к этому модификация (которую в свое время выдавали за новую модель Lada 1300) получила более мощный 69-сильный двигатель рабочим объемом 1,3 л. Эти автомобили оснащали иной  решеткой радиатора с более частыми горизонтальными поперечинами, в нижней части панели передка появились четыре дополнительных  вентиляционных прорези. Бамперы лишились клыков и получили взамен по периметру резиновые накладки. На задних стойках кузова появились отверстия принудительной вытяжной вентиляции салона, прикрытые декоративными решетками, стоп-сигналы и поворотники дооснастили отражателями. Появился сигнал заднего хода. Тремя годами позже была представлена версия ВАЗ-21013 с кузовом 21011 и 1,2-литровым  двигателем ВАЗ-2101. "Милицейскую" модификацию ВАЗ-21016 оснащали мощным 71-сильным (77 л.с. по старому ГОСТу) двигателем ВАЗ-2103. 
Производство модели ВАЗ-21011 было прекращено в 1981 году, а любимой  "ноль-первой" - в 1982-м. В дальнейшем производили только    "гибрид" ВАЗ-21013. Впрочем, завод не баловал покупателей частыми  модернизациями.  До 1977 года на генераторах отрицательные диоды    были запрессованы в крышку. Также в этом году, а затем и в 1983-м  были проведены изменения электрической части. 
Карбюраторы 2101 первой серии выпускали до 1974 года, второй - до  1976-го, третьей серии (2101-1107010-03)-с 1976 по 1978 год. С 1979-го на машины устанавливали карбюраторы серии "Озон-2105"- с  автономной системой холостого хода. 
В 1980 году проведена модернизация модельного ряда: начали устанавливать новый распределитель зажигания типа 30.3706-01. С ВАЗ-21011 перешел 2-литровый бачок омывателя стекла и ножное включение омывателя. 
С 1982 по 1984 год коромысла клапанов из стали 40Х вместе с распределительными валами для повышения износостойкости азотировали	вместо закалки токами высокой частоты, что повышало коррозионную  стойкость, износостойкость и сопротивление знакопеременным 	нагрузкам, но кардинально пресловутой "проблемы распредвалов" не  решало. Вопрос сняли только в 1985 году, когда распределительные 	валы стали изготавливать с отбеливанием кулачков. Эти валы можно  отличить по шестигранному пояску между третьим и четвертым кулачками, С 1985 года устанавливали топливные баки без сливных пробок.  Вот, собственно, и все. Общее качество сборки и окраски кузовов "первого" семейства, а также плотность подгонки дверей и обивки  салона значительно лучше нынешних моделей. Правда, за давностью лет от былой "красы" уже мало что осталось. 
Большинство уцелевших "копеек", как ласково прозвали их в народе,  претерпели за свою биографию не один "круговой" капитальный ремонт кузова. "Копейки" легендарной ранней "итальянской" сборки  1970-1974 годов в большинстве случаев уже перешли грань разумного износа, и если практически сохранились, то лишь в гаражах  постоянных и единственных владельцев, хотя нельзя исключать и реэкспорта таких ухоженных "автостаричков" из Германии. Более  поздние по времени сборки модели, честно говоря, не лучше, а по    ряду узлов (электрооборудование и система питания) и менее надежны.  Так что теперь, как правило, продают уже не сам автомобиль,    а "музыку", кованые диски, сиденья от "восьмерки" - то есть  фактически навороты, а машину, так - в довесок! Поэтому при покупке    обращайте внимание не столько на возможный "ухоженный" внешний вид, а  на реальный срок эксплуатации, за который усталостные    разрушения силовых элементов платформы, кузова, ходовой части и  трансмиссии доходят до критической отметки. Также необходимо по возможности проверить углы схождения и развала колес, базу, допуск  по диагонали днища. Иначе практически невозможно легальное прохождение ежегодного ТО.
Двигатель:
модель ВАЗ-2101, карбюраторный, 4-х цилиндровый, рядный, 4-х тактный; диаметр цилиндра и ход поршня 76х66; рабочий объем 1,2 л. Степень сжатия 8,5. Максимальная мощность при 5600 об/мин, 64 л.с. (47 кВт). Максимальный крутящий момент при 3400 об/мин, 8,9 кгс*м (87,3 Н*м).Трансмиссия:
Сцепление: однодисковое, сухое.Коробка передач: 4-х ступенчатая с синхронизаторами на всех передачах переднего хода.
Главная передача: Одинарная гипоидная.
Подвеска:
передняя - независимая на поперечных качающихся рычагах с цилиндрическими пружинами, амортизаторы гидравлические, телескопические;задняя - с цилиндрическими пружинами и реактивными штангами, амортизаторы гидравлические, телескопические.
Тормоза:
рабочий - передний дисковый, задний барабанный, привод гидравлический раздельный, задний тормоз имеет регулятор давления;стояночный - на задние колеса с механическим приводом.
Шины:
155-330 (6,15-13), давление воздуха в шинах, кгс/см2: передних колес 1,7; задних колес 1,8Заправочные объемы:
- топливный бак - 39 (бензин АИ-93)- система охлаждения двигателя с системой отопления кузова 9,6 (Тосол А-40)
- система смазки двигателя 3,75 (летом М-12Г1, М-12ГИ, зимой М-8Г1, М-8ГИ, всесезонно М-6З/10Г1, М-10ГИ)
- картер коробки передач 1,35 (ТАД-17И)
- картер ведущего моста 1,3 (ТАД-17И)
- картер рулевого механизма 0,215 (ТАД-17И)
Модификации
| Модель | 2101 | 21011 | 21012 | 21013 | 21014 | 
|---|---|---|---|---|---|
| Тип | Седан | Седан | Седан | Седан | Седан | 
| Рабочий объем цилиндров | 1200 | 1300 | 1200 | 1200 | 1300 | 
| Расположение органов управления | Левое | Левое | Правое | Левое | Правое | 
| Примечание | Кузов ВАЗ-21013 | 
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
| Число мест | 5 чел. | 
|---|---|
| Масса багажа | 50 кг. | 
| Полная масса | 1355 кг. | 
| В том числе: | |
| на переднюю ось | 615 кг. | 
| на заднюю ось | 740 кг. | 
| Допустимая масса прицепа: | |
| без тормозов | 300 кг. | 
| оборудованного тормозами | 600 кг. | 
| Макс.скорость | 142 км/ч. | 
| Время разгона до 100 км/ч | 20 с. | 
| Макс.преодолеваемый подъем | 36% | 
| Тормозной путь с 80 км/ч | 38 м. | 
| Контрольный расход топлива при 80 км/ч, л/100 км | 8,0 | 
| Радиус поворота: | |
| по внешнему колесу | 5,6 м. | 
| габаритный | 5,9 м. | 
Запчасти в продаже