Автопроизводителям нужны тяжелые двигатели и новые коробки передач
В течение прошлой недели коммерческий директор ОАО «ТМЗ» Владимир Алькаев побывал на четырех белорусских предприятиях, с которыми Тутаевский моторный завод связывают партнерские отношения: Минский автозавод, Минский моторный завод, БелАЗ и МЗКТ.
Несмотря на непростую ситуацию в стране, белорусская промышленность развивается, предприятия машиностроения наращивают объемы производства. По словам В.П. Алькаева, на Минском моторном заводе объем заказов увеличился на 40% по сравнению с прошлым месяцем. Завод работает в две полных смены.
Вместе с ММЗ Тутаевский моторный завод работает над производством двигателя для БелАЗа. Рассмотрена также возможность применения этого двигателя на энергетических установках производства Гомсельмаша. Кроме того, ММЗ готов заказывать тутаевскому заводу часть номенклатуры по литью и штамповкам, в частности, поковки коленвала и шатуна на 3-цилиндровый двигатель, который для ММЗ является новым продуктом. Инженерные службы ТМЗ уже прорабатывают этот вопрос.
На БелАЗ будут возобновлены поставки серийного двигателя 8437. С сентября ТМЗ должен отправлять на БелАЗ 15 таких моторов в месяц. Однако рынок диктует необходимость развивать более высокий мощностной ряд двигателей. Новый двигатель мощностью 782 л.с. изготавливается силами двух предприятий: ТМЗ делает базовую комплектацию, ММЗ — топливную аппаратуру с электронной системой подачи топлива. Потребность БелАЗа в тяжелых двигателях на следующий год составит около 700 штук. Примерно половину из них БелАЗ намерен получить из Тутаева.
— Производство двигателей повышенной мощности — это совсем другая экономика, — говорит Владимир Павлович. — Такие двигатели значительно дороже, а значит, и доходы от их продажи существенно выше.
ТМЗ довольно долго работал над тем, чтобы завоевать рынки Белоруссии. Время показало, что тутаевские двигатели там востребованы. Но сейчас складывается такая ситуация, что ТМЗ уже не может обеспечить эти рынки моторами. По словам В.П. Алькаева, нужны организационные и технические меры, чтобы исправить ситуацию.
— Надо отдать должное нашему механосборочному производству — сейчас работники цеха делают больше ста двигателей в месяц при меньшем количестве работающих, — говорит Владимир Павлович. — Значит, процесс производства правильно организован. Но работать еще есть над чем. Насыщая рынок Белоруссии двигателями, мы обеспечиваем себе работу на будущее. Сейчас в Белоруссии работает около 300 комбайнов с нашими двигателями. Для их своевременного ремонта потребуются запасные части и организация работы по гарантийному обслуживанию.
Производителям автотехники нужна также и новая коробка передач. В сентябре автомобиль Минского автозавода получит сертификат одобрения транспортного средства с тутаевской 14-ступенчатой коробкой передач, а в октябре — с 9-ступенчатой. В сентябре 30 новых коробок ТМЗ должен поставить на МАЗ, 200 штук — до конца года. Серийная коробка ТМЗ не выдерживает конкуренции со стороны ведущих мировых производителей. Но и новую коробку передач нужно дорабатывать, улучшая ее эксплуатационные и весовые параметры.
— Если ТМЗ потеряет мазовский конвейер, то вернуться туда у нас уже не будет никаких шансов — его займут другие поставщики, — считает В.П. Алькаев. — Китай сегодня предлагает Белоруссии очень выгодные условия сотрудничества. Китайские производители коробок передач готовы поставлять свою продукцию с большой отсрочкой платежа. Промедление в промышленном выпуске новой коробки для нас означает потерю рынка. Допустить этого, конечно, нельзя.
В последнее время много говорят об объединении активов крупнейших автопроизводителей России и Белоруссии — КАМАЗа и МАЗа. По словам В.П. Алькаева, подписано соглашение об оценке активов двух предприятий. Тутаевский моторный завод сотрудничает и с МАЗом, и с КАМАЗом.
— Заинтересованность в нашей продукции есть, — считает В.П. Алькаев, — и если мы хотим жить лучше и развиваться, для этого у нас есть все шансы. Нужно просто очень хорошо работать.