Ноу-хау для дизеля
Моторостроители двух стран вернули к жизни перспективный проект.
Тутаевский и Минский моторные заводы согласовали программу совместных действий на нынешний год. Ее суть — в более полном использовании больших потенциальных возможностей 8-цилиндрового двигателя Д-280. Фактически речь идет о новом, более высоком этапе многолетнего сотрудничества.
ТМЗ и Минский моторный завод сотрудничали и прежде, но с тех пор, как их объединила союзная программа развития дизельного автомобилестроения, это взаимодействие приобрело более системный характер. Так родилась идея вернуть к жизни оказавшийся на полке проект прогрессивного тяжелого дизельного мотора, который заменил бы агрегаты предыдущего поколения на карьерных самосвалах «БелАЗ», нашел применение на машинах еще двух участников союзной программы — Минского завода колесных тягачей, на кормоуборочных комбайнах Гомельского завода сельскохозяйственного машиностроения.
Распределение функций, по замыслу, сводилось к следующему: ТМЗ изготавливает основные узлы и детали двигателя, а Минский моторный собирает их в единое целое, оснащая современными навесными агрегатами, повышающими мощность, снижающими расход топлива и выброс вредных веществ. Итоги прошлого года убедительно свидетельствуют, что практически все задуманное удалось. На ММЗ был создан участок по производству моторов нового класса, счет выпущенным пошел на сотни, они успешно прошли испытания и эксплуатируются в реальных условиях. К примеру, только на Белорусский автозавод в прошлом году было поставлено 130 новых агрегатов мощностью 425 л.с., предназначенных для установки на карьерные самосвалы грузоподъемностью 30 тонн. Эти машины уже изготовлены и в основном реализованы, в том числе в России, где без нареканий работают. На очереди — 600-сильная версия двигателя, который будет устанавливаться на 45-тонники. Опытные образцы такого мотора прошли проверку на кормоуборочных комбайнах. В этом году «Гомсельмаш» планирует закупить 200 таких агрегатов. Первые восемь уже были отгружены в январе, остальные поступят до июня, чтобы оснащенные ими высокопроизводительные машины были задействованы в уборочной страде.
В числе пунктов программы сотрудничества российских и белорусских моторостроителей на нынешний год — увеличение на 10% поставок двигателей для «БелАЗа». ММЗ привносит также свое ноу-хау — установку топливоподающей системы, обеспечивающей повышение экологических показателей агрегата в целом. Здесь что ни деталь — то электроника и прецизионная механика, обращению с которыми учат лишь в нескольких ведущих фирмах мира. Сейчас мотор, оснащенный высокотехнологичными системами, проходит стендовые испытания, идет отладка программного обеспечения управления им.
Не исключено, что уже к 2011 году совместное производство достигнет полутора тысяч двигателей. Доля ММЗ в них составит 25%. Но и Тутаевский моторный не останется внакладе. Ему обеспечено расширение производства, а это гарантированные рабочие места с приличным заработком. Затем появится версия двигателя мощностью 715 л.с. с современными экологическими показателями. На двух предприятиях этот проект создаст сотни высококвалифицированных рабочих мест.
Поспособствует этому и новая союзная программа дизельного автомобилестроения, которая сейчас разрабатывается. Она будет направлена на создание более экономичных и экологичных силовых агрегатов. Значит, тутаевские и минские моторостроители смогут рассчитывать на финансовую поддержку совместных усилий, и они окажутся более результативными.