Кузнечно-заготовительное производство АМО ЗИЛ
11 ноября мы познакомились с работой кузнечно-механического цеха, который расположен на головной площадке в Москве. Это структурное подразделение Кузнечно-заготовительного производства АМО ЗИЛ (КЗП). О других цехах КЗП уже рассказывалось ранее. Настоящий репортаж завершает цикл материалов об этом Производстве.
Первым делом мы посетили кузницу, где наше внимание сразу привлекли огромные в пару этажей кузнечные машины. Из четырех таких установок в нашем присутствии работали две. Шла штамповка заготовок для шестерен. Четыре или пять рабочих обеспечивали необходимую подачу деталей, контроль подачи газа и разогрева, а также остальные операции небольшой технологической цепочки действий.
Другие кузнечные машины не столь внушительны по размерам, предназначены для производства более мелких деталей. Всего в кузнице располагается около 70 единиц различного оборудования. А всю ее работу обеспечивает около 20 кузнецов. Остальные рабочие участка — это наладчики, электрики и т.п. Они обслуживают и кузницу, и парк агрегатных станков остальных механических участков цеха. В ближайшем будущем к их вниманию добавятся и автоматы с ЧПУ.
Вторым участком, расположенным по ходу нашего движения, был трубный участок. Здесь также было задействовано 4 человека. Основная работа состояла в гибке труб по заданному трехмерному профилю. Далее шла обрезка технологических концов и их обжим. Готовой продукцией были комплектующие для системы отвода выхлопных газов. Работа аналогичная изготовлению трубопроводов для топливной и тормозной систем машины. Однако здесь диаметры труб значительно больше. В отличие от ручной гибки топливных трубопроводов, здесь требуется применение станков.
Далее располагались многочисленные механические участки. Здесь, среди всего парка станков, которых около 330 единиц, работало несколько десятков рабочих. Соответственно и станков из всей массы работает в каждый промежуток времени около 30-40 штук. Остальные ждут своей очереди, когда рабочие, завершив одни операции, перейдут к выполнению других. На входе в цех литьевые заготовки. Основные операции — фрезеровка, сверловка технологических отверстий, шлифовка поверхностей и т.п. На выходе около 170 наименований деталей. 80% продукции — это комплектующие для сборочного производства автомобилей. 20% продукции поступает в запасные части. Вместе с наладчиками станков, ОТК, водителями каров и т.п. в цехе работает около 100 человек.
В настоящий момент на механических участках на каждом станке производится определенная операция. Далее кроватку с полуфабрикатами перемещают к другому станку. В промежутках и на конечной стадии работу проверяют сотрудники ОТК. А вот новое оборудование с ЧПУ, монтаж которого ведется в цехе с середины лета текущего года, позволит проводить все операции от начала до конца на одном станке. Все строго по заданной программе и без участия человека в самом процессе. Это существенно сократит время производства одной детали и многочисленные транспортные перемещения полуфабрикатов внутри цеха.