ЯМЗ-236 НЕ, 236 БЕ, 7601.10
 Двигатели ЯМЗ-236НЕ, ЯМЗ-236НЕ2, 236БЕ, 236БЕ2, 7601.01 и их комплектации представляют собой шестицилиндровые дизельные двигатели с V-образным расположением цилиндров и газотурбинным наддувом.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
| Модель | ЯМЗ-236НЕ | ЯМЗ-236БЕ | ЯМЗ-236НЕ2 | ЯМЗ-236БЕ2 | ЯМЗ-7601.10 | 
|---|---|---|---|---|---|
| Число цилиндров | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 
| Диаметр цилиндра, мм | 130 | 130 | 130 | 130 | 130 | 
| Ход поршня, мм | 140 | 140 | 140 | 140 | 140 | 
| Рабочий объем цилиндра, л | 11,15 | 11,15 | 11,15 | 11,15 | 11,15 | 
| Степень сжатия | 16,5 | 16,5 | 16,5 | 16,5 | 16,5 | 
| Номинальная мощность, кВт (л.с.) | 169 (230) | 184 (250) | 169 (230) | 184 (250) | 220,6 (300) | 
| Частота вращения коленчатого вала при номинальной мощности, об/мин, не более | 2100 | 2000 | 2100 | 2000 | 1900 | 
| Максимальный крутящий момент, Н·м (кгс·м) | 882 (90) | 1030 (105) | 882 (90) | 1078 (110) | 1274 (130) | 
| Частота вращения коленчатого вала при максимальном крутящем моменте, не более, об/мин | 1200-1400 | 1200-1400 | 1100-1300 | 1100-1300 | 1100-1300 | 
| Частота вращения на холостом ходу, не более, об/мин | |||||
| - минимальная | 550-650 | 550-650 | 550-650 | 550-650 | 550-650 | 
| - максимальная | 2275 | 2175 | 2275 | 2175 | 2150 | 
| Удельный расход топлива, г/кВт·ч (г/л.с.·ч): | |||||
| - при номинальной мощности | 227 (167) | 227 (167) | 230 (169) | 223 (164) | 215 (158) | 
| - минимальный при частоте вращения 1300±200 об/мин | 206,7 (152) | 206,7 (152) | 197 (145) | 197 (145) | 197 (145) | 
| Масса незаправленного двигателя, кг: | |||||
| - без сцепления и коробки передач | 980 | 980 | 985 | 985 | 985 | 
| - со сцеплением и коробкой передач | 1275 | 1380 | 1280 | 1385 | 1385 | 
Топливоподающая аппаратура: Разделенного типа.
Топливоподкачивающий насос высокого давления: Шестиплунжерный (рядный или V-образный)
Регулятор частоты вращения: Механический, всережимный с корректором по наддуву.
Форсунки: Закрытые, с многодырчатым распылителем.
Муфта опережения впрыскивания: Автоматическая, центробежного типа.
Фильтры очистки топлива: Два, грубой очистки (2 шт.) и тонкой очистки с двумя сменными бумажными фильтрующими элементами.
Турбокомпрессор 122.1118010-07: Турбина радиальная, центростремительная; компрессор центробежный.
Система смазывания: Смешанная, под давлением и разбрызгиванием, с охлаждением масла в жидкостно-маслянном теплообменнике. Кроме того масло по системе каналов и трубопроводов подается для струйного охлаждения поршней.
Масляные фильтры: Два, полнопоточный (со сменным фильтрующим элементом) и фильтр центробежной очистки.
Масляный насос: Односекционный шестеренчатого типа.
Система охлаждения: Жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости.
Пусковое устройство: Стартер 2501.3708-01 (допускается применение стартера СТ-142Д). Для облегчения пуска холодного двигателя установлено электрофакельное устройство.
Генератор: Переменного тока. Модели: 1322.3771 для автомобилей МАЗ, Урал; 959.3701 для автомобилей Урал; 1702.3771 для автомобилей КрАЗ; 6582.3701-03 для автобусов.
Сцепление: Однодисковое, сухое, фрикционное, с диафрагменной пружиной вытяжного типа. Модели: ЯМЗ-182 для двигателей ЯМЗ-236НЕ, ЯМЗ-236БЕ, ЯМЗ-236НЕ2, ЯМЗ-236БЕ; ЯМЗ-183 для двигателя ЯМЗ-7601.10.
Коробка передач для двигателей ЯМЗ-236НЕ и ЯМЗ-236НЕ2: Механическая пятиступенчатая коробка передач с синхронизаторами на 2-3 и 4-5 передачах. Модели: ЯМЗ-236П3 или ЯМЗ-236П4 для автомобилей МАЗ; ЯМЗ-236Л1 для автобусов; ЯМЗ-236У3 для автомобилей Урал.
Коробка передач для двигателей ЯМЗ-236БЕ, ЯМЗ-236БЕ2 и ЯМЗ-7601.01: Механическая восьмиступенчатая коробка передач с синхронизаторами на всех передачах кроме заднего хода с планетарными демультипликаторами. Модели: ЯМЗ-238ВМ5 или ЯМЗ-238ВМ7 для автомобилей МАЗ и автобусов; ЯМЗ-238ВК7 для автомобилей КрАЗ.
Запчасти в продаже