Звонки в
офис бесплатные
8 (800) 555-0877
звоните с 9 до 18

 
Последнее обновление страницы 20.09.2017 00:10

Это был не "Мерседес", а пожарный "ЗИЛ-Сидес"

Перед поездкой в Питер я не исключал, что мы с Максимом увидим знакомый по журнальным публикациям 1970-х годов автомобиль в плачевном состоянии: ржавый, разграбленный, не на ходу. К счастью, нас ожидала комплектная, небитая и совершенно негнилая машина, которая выехала на улицу своим ходом. С кузова даже не облезла красная и белая краска, хотя за годы службы машину неоднократно перекрашивали.

Конечно, автомобиль нуждается в руках умелого механика. Двигатель заводится не от бензобака, а от канистры, глохнет на холостых оборотах. На глазах сдуваются только что накачанные шины, не хочет выключаться пожарный насос — типичный набор неисправностей долго стоявшего на приколе автомобиля.

Пожарные рассказывают, что ЗИЛ-Sides поступил на боевое дежурство в пожарную часть Московского района Ленинграда в конце 1970-х (скорее чуть позже, после Олимпиады. — Ред.), где прослужил до 1990-х. Лет за 10-15 износился до первой «капиталки» двигатель. Машина еще могла двигаться своим ходом, но из-за износа колец загрязнялись свечи, работали не все цилиндры. Порой двигатель во время вызовов не заводился или внезапно глох. Казалось, перебрать обычный «зиловский» мотор не составит труда. Однако из-за непривычной компоновки механики просто не смогли снять двигатель (!), и, чтобы не мучиться, начальство списало уникальную машину. К счастью, нашелся человек, понимавший, что отправить ЗИЛ-Sides VMA-30 в утиль — преступление.
Сиденье для бойца
Сиденье для бойца.

Неужели конструкторы забыли, что с машины рано или поздно придется снимать двигатель для ремонта? Конечно нет! Над мотором в крыше кабины предусмотрен большой люк. Чтобы открыть его, понадобится снять плиту крыши, изготовленную из цельного листа нержавейки, и только потом через люк, с помощью тельфера извлечь двигатель.

По проекту наружные панели кузова должны были сделать из стеклопластика. Оказывается, они стальные! Водобак тоже изготовлен из нержавейки, а не из пластика. В результате пожарные, эксплуатировавшие автомобиль, жаловались на его избыточную тяжесть (полная масса — 12 120 кг).

Внешне ЗИЛ-Sides напоминает многочисленные игрушечные грузовички неопределимых марок, в 1970-х продававшиеся в советских магазинах. По современным мировым меркам его дизайн уже устарел, но среди сегодняшних российских грузовиков и автобусов Sides не кажется «олдтаймером». Во всяком случае, его дизайн ближе к XXI веку, чем у ЗИЛ-131 или «Урал-4320». Возможно, в случае начала серийного выпуска VMA-30, чтобы производство стало более массовым и дешевым, кабину с теми же передком и дверьми могли применить на автокранах, машинах аэродромных служб.
Рычаг управления лафетным стволом и люк в потолке, через который можно вынуть двигатель
Рычаг управления лафетным стволом и люк в потолке, через который можно вынуть двигатель.

Габариты кузова не позволяют VMA-30, выехав из узких ворот, повернуть в дворовый проезд. Длина и ширина по сравнению с ЗИЛ-131 увеличились, а угол поворота передних колес остался прежним. Где-нибудь на аэродроме это не имеет значения, а в тесном дворе проблема маневренности пожарного автомобиля встанет в полный рост. Уже в 1970-1980-х частные машины в узких проездах жилых дворов мешали пожарным командам.

Кузов вагонной компоновки кажется низким и широким, хотя кузов Sides немного выше кабины ЗИЛ-131. Непривычно смотрятся передние «зиловские» буксирные крюки, выглядывающие из объемной панели бампера между фарами и облицовкой. Сзади видна траверса рамы ЗИЛа с фаркопом. По ее расположению заметно, как опущен относительно рамы кузов.

В кабине органы управления серийного ЗИЛа расположены в непривычных местах: за длинным рычагом переключения тянуть руку приходится не вниз, а вверх, а за ручкой стояночного тормоза — вниз. Привыкнуть, конечно, можно, тем более что кабина не показалась мне тесной и посадка за рулем вполне приемлемая. Хорошо продумано расположение рычагов управления пожарным оборудованием.
Двигатель
Двигатель.

«Баранка» ЗИЛа сочетается с импортным двухрычажным подрулевым переключателем, рулевая колонка буквально «протыкает» приборную панель. Создатели кабины разумно решили поставить стрелочные приборы, предназначенные для контроля систем автомобиля на переднюю, а для контроля систем пожаротушения — на боковую панель приборов. Но места для контрольных лампочек на боковой панели не хватило, и «пожарные» лампочки пришлось поставить в ряд с «автомобильными» в углу передней панели. У каждой лампы и прибора — табличка, поясняющая назначение. Не ошибешься!

Контрольные приборы круглые, но от ЗИЛа остались только спидометр и манометр тормозной системы. Остальные приборы иностранные. У ног правого пассажира (командира экипажа) под «торпедо» мы видим вместительную нишу. Оказывается, там стояла радиостанция.

Пожарному расчету положены неудобные жесткие пластиковые кресла. Как правило, ехать от части до места возгорания недалеко, а робы после пожара мокрые и грязные.

Двигатель расположен так, что радиатор оказался между сиденьями водителя и пассажира. Левая и правая створки капота снимаются по отдельности. От серийного воздушного фильтра наверх идет заборная труба, которую на крыше машины венчает грибок, похожий на применявшийся для вентиляции салона санитарного РАФ-22031. Доступ к мотору кажется приемлемым, но для обслуживания придется влезть коленями на сиденье водителя, пассажира или сидящего спиной к движению бойца и перегнуться через спинку.
Заправочная горловина бензобака, расположенного в корме, находится над фаркопом, а справа - выключатель и розетка для выносных прожекторов
Заправочная горловина бензобака, расположенного в корме, находится над фаркопом, а справа — выключатель и розетка для выносных прожекторов.

На том месте, где у ЗИЛа находится бензобак, у Sides — левая кабина боевого расчета, и бензобак пришлось разместить в заднем свесе под рамой. Поэтому теперь бензин приходится подавать из канистры в кабине: где-то засорилась проходящая через всю машину магистраль.

Агрегат, в котором объединены насосы низкого и высокого давления, по словам специалистов, был для советских пожарных сенсацией. В 1970-х на наших серийных «пожарках» не было насосов высокого давления. Импортный насосный агрегат находится между правым и левым отсеками для бойцов. Заводского шильдика мы не нашли, но изящная форма корпуса насоса выдает изделие европейского производства.

Боковые стенки кожуха, накрывающего насос, снимаются, открывая отличный доступ к насосу. Ловкий, не страдающий лишним весом механик сможет залезть в кожух через левый люк, чтобы добраться до коробки отбора мощности и карданного вала, связывающего ее с насосом.

Сзади на правом борту — рукавная катушка с тормозным механизмом. С нее легко и быстро разматывается шланг с пистолетом на конце, через который вода подается под постоянным высоким давлением. Для оперативности катушка снаружи не прикрыта никакой крышкой. Длина рукава 80 м позволяла достать до 24-го этажа, но пожарные вспоминают, что с помощью этой системы чаще всего тушили горящие помойки.
Лафетный ствол
Лафетный ствол.

У старых советских «пожарок» были неудобные откидные крышки боковых ящиков для снаряжения. На Sides установили современные двери-шторки. На европейских пожарных машинах 1970-х они применялись, но в СССР тех лет были новинкой. Пожарное оборудование было стандартное отечественное, сейчас почти все утрачено, только в отдельных ящиках лежат старые рукава. Два ящика для рукавов находятся сзади под крышей, доступ еще к четырем — через люки, находящиеся по краям крыши.

Предполагалось, что пожарные могут заливать пламя, стоя на крыше автомобиля. Именно поэтому вся крыша сделана в виде ровного цельного листа нержавеющей стали, и на ней нет ни пеналов, ни лестницы. Но стоять на крыше хорошо, когда она сухая. Похоже, в дождь и зимой панель станет опасно скользкой, и ее хочется накрыть резиновыми или пластиковыми ковриками. Забираться на крышу надо по вмонтированной в заднюю стенку кузова лесенке из такой же нержавейки.
Изначально вся светотехника была импортная. Сзади уцелели немецкие фонари Hella с оригинальной защитной решеткой
Изначально вся светотехника была импортная. Сзади уцелели немецкие фонари Hella с оригинальной защитной решеткой.

Сзади в отсеке под крышей — люк цистерны. Заглянув в резервуар, видишь огромный цилиндрический поплавок, а на дне — нагревательный элемент — ТЭН. По мере расхода воды или пенного раствора поплавок опускается, и оператор по приборам определяет, что надо снова подключить насос, подающий воду. А ТЭН необходим в холодную погоду для подогрева воды или пенного раствора.

ЗИЛ-Sides по эргономике превосходил старые советские машины и его можно было совершенствовать. Например, компенсировать избыточную массу, установив более мощный и тяговитый дизель ЯМЗ-236, попробовать поставить этот кузов на шасси КамАЗа.

До боли обидно, что погибла аналогичная машина на двухосном шасси ЗИЛ-130, работавшая в Днепропетровске. Равнодушным хозяевам было наплевать и на уникальность, и на историческую ценность. Видимо, им просто хотелось выручить несколько тысяч гривен за вторчермет. Дай Бог, чтобы питерский ЗИЛ-Sides VMA-30 никогда не попал в руки подобных горе-владельцев и занял достойное место в музее!

Использована информация журнала «Грузовик Пресс»
С. Ионес, фото автора и М. Шелепенкова




Еще в этом разделе

Контакты

Телефоны:
8-800-555-0877 звонок по РФ бесплатный 8 (495) 660-5164
8 (495) 660-5165
Звоните с 9:00 до 18:00
Адреса магазинов и складов
СТО Красногорск
Менеджеры по продажам
Ваше мнение о компании
 

скачатьПрайс-Лист


Все запчасти от А до Я
(159 233 запчасти на 19.09.2017)
 

Как пользоваться Автокаталогом запчастей?Автокаталог

Электронные каталоги запчастей
с номерами и иллюстрациями

Поиск по АвтоКаталогу
 
 
© 1996-2016 Auto-Alliance | ИСО 9001-2008  |  Создание сайта: Individ
Полное или частичное использование любых материалов или их копирование
разрешено только с письменного согласия администрации сайта.
Розница - Цена при розничной продаже и маленьких единичных покупках.
Деталь будет добавлена в заказ без указания цены. Наши менеджеры уточнят для Вас возможность и стоимость поставки по таким позициям
Указано количество на базовую модель. Количество на модификации смотрите в "Дополнительной информации" по детали. Для этого используйте левые кнопки управления дополнительными возможностями.
Опт 0. – цена для магазинов и партнеров холдинга
Опт 1 - мелкооптовая цена для ежемесячных заказов от 70 000 до 170 000 рублей.
Опт 2 – средняя оптовая цена для ежемесячных заказов от 170 000 до 400 000 рублей.
Опт 3 – оптовая цена для ежемесячных заказов от 400 000 рублей.
Опт 4 – VIP цена для поставок по индивидуальным контрактам.
В зависимости от объема ваших заказов в месяц,
мы предлагаем нашим клиентам следующие цены:

Опт 1. – при заказах от 70 000 до 170 000 руб.
Опт 2. – при заказах от 170 000 до 400 000 руб.
Опт 3. – при заказах от 400 000 руб.
Опт 4. – VIP цена по индивидуальным контрактам.
Розница - Цена при розничной продаже и маленьких единичных покупках.

Все цены указаны с НДС в рублях РФ.
Вам видны цены в соответствии с Вашим уровнем доступа.
Цены и наличие на складах не менялись с указанной даты.
Зарегистрированные пользователи могут скачать результаты отбора товаров в виде Ексель-прайсов, если объем выборки не превышает 5000 позиций. Для этого пользуйтесь фильтрами отбора товара в разделах прайс-листа.
Доставка по Москве в пределах МКАД .
Оптовая группа по специальной цене.